|
|
|
|
Храмы
143980, г.Железнодорожный, ул.Южное Кучино
Строящаяся в микрорайоне Кучино города Железнодорожного (бывшей Обираловки) церковь в честь Новомучеников и исповедников Российских. Хотя новый храм начали строить совсем недавно, уже в третьем тысячелетии, место это отмечено в переписных книгах 1623-1624 гг.: деревня Кучино была приписана к расположенному рядом селу Соколову, где находилась "церковь деревянная Николы Чудотворца". Храм не сохранился; уже в начале девятнадцатого века, когда Кучино по наследству перешло к графу П.А.Румянцеву-Задунайскому, было решено "яко деревянную ветхую мало приходную церковь упразднить и по желанию вотчинника графа Румянцева разобрать и материал употребить на церковные для Никольской, что в селе Никольском, церкви расходы, в которую и утварь по описи с распискою отдать". В 1814 г. Румянцев продал Кучино с приписанными деревнями генерал-лейтенанту А.Д.Балашову (1770-1837), бывшему в то время министром полиции. Во время войны 1812 года Балашов выполнял ответственные поручения императора Александра I; именно он был послан к Наполеону для переговоров на следующий день после его вторжения в Россию. На дерзкий вопрос узурпатора, каким путем лучше идти на Москву, Балашов отвечал, что дорог несколько, но есть одна, что идет через Полтаву. Успешно выполнил он и ряд дипломатических поручений после войны, а в 1819 г. был назначен генерал-губернатором большого округа, образованного из пяти центральных губерний (правительство Российской империи проводило эксперимент в области губернского управления). Из многих полезных и важных дел Балашова отметим, что его стараниями был воздвигнут на поле Куликовом памятник благоверному князю Димитрию Донскому. Имение Кучино у Балашова купил в 1833 г. Н.Г.Рюмин (1793-1870) - сын богатейшего откупщика и благотворителя, тайный советник и Президент Российского общества садоводов, он обустроил усадьбу с помощью французского архитектора Жюльена Тибо так, что она, по воспоминаниям современников, "казалась какой-то радостной сказкой". Рюмин находился в родственных отношениях с женой Л.Н.Толстого, и писатель бывал в имении Кучино, приезжая по железной дороге на станцию Обираловку (позднее писатель выбрал именно эту станцию для гибели героини своего романа, Анны Карениной).
Еще одна интересная деталь: в числе крепостных Н.Г.Рюмина (а их было более трех тысяч душ) был родоначальник династии Морозовых Савва Васильевич Морозов (1770-1862), выкупившийся в 1820 г. на волю со своей семьей за 17 тысяч рублей. Рюмин был известен как щедрый храмоздатель и благотворитель: его тщанием была перестроена и расширена церковь Рождества Христова в с.Заозерье (Павлово-Посадское благочиние), большие пожертвования делал он на все храмы, находящиеся в его имениях (в пределах нынешних Ногинского, Павлово-Посадского и Орехово-Зуевского благочиний); до ста тысяч рублей в год жертвовал на учебные и воспитательные заведения. После смерти Рюмина имение купил известный предприниматель Николай Александрович Алексеев (1852-1893).
Н.А. Алексеев возглавлял "семейное дело" - крупнейшее мануфактурное производство в России. С 1885 г. до самой смерти он был Московским городским головой, и на этой должности оставил о себе добрую память: при его материальной поддержке построены здания Верхних торговых рядов (ГУМ), Городской думы, Исторического музея. Он был одним из основателей Русского музыкального общества, поддерживал многих деятелей культуры и искусства. По его инициативе и при его материальной поддержке был проложен в Москве новый водопровод длиной 110 км. На его средства были построены две городские школы и крупнейшая психиатрическая больница (известная как больница имени Кащенко, теперь она носит имя Алексеева). Благотворил он и после смерти (его убил умалишенный): его вдова в 1903 г. завещала на расширение школ, больниц и прочего два миллиона рублей. Надо ли говорить, что во всех построенных Алексеевым богоугодных заведениях были церкви или часовни (в психиатрической больнице, например, два храма).
Позднее имением Кучино владели известные купцы-старообрядцы Рябушинские. Интересно, что это семейство питало живой интерес к научным и техническим достижениям: в их имении появилась первая в округе небольшая гидроэлектростанция (она до начала тридцатых годов подавала электроэнергия в окрестные селения), они были владельцами первого в Москве автомобиля, на котором постоянно приезжали и в Кучино. Один из них, Дмитрий Павлович, выпускник Московского университета, основал в имении научную аэродинамическую лабораторию (1905 г.) с крупнейшей в Европе аэродинамической трубой. Вскоре после революции в Москве был организован ЦАГИ и все оборудование вывезли туда. На базе другой лаборатории Рябушинского, гидродинамической, был в 30-е годы открыт в Кучино филиал института ВОДГЕО. Жизнь Д.П.Рябушинского, ставшего выдающимся ученым, закончилась на чужбине (он был избран членом-корреспондентом Французской Академии: "40 бессмертных", как именуют себя ее постоянные члены, удостоили высокой чести выходца с Балашихинской земли). Вдали от родины закончилась жизнь и остальных братьев Д.П.Рябушинского - их было двенадцать человек. Крепкую отеческую веру они на чужбине не забыли: об одном из них можно прочитать в книге воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова) "На рубеже двух эпох".
Именно здесь, в Кучино, администрацией города Железнодорожного был выделен участок земли под строительство храма в честь святых Новомучеников и исповедников Российских. Поначалу дело шло трудно, и хотя один из городских предпринимателей уступил приходской общине цокольный этаж жилого дома для совершения постоянных богослужений, особых надежд на быстрое возведение столь нужного в этих местах православного храма не было. Но горячие молитвы прихожан и настоятеля храма священника Александра Федосеева не остались напрасными: нашелся благотворитель, поревновавший былой славе храмоздателей из купеческого сословия. За несколько месяцев был построен просторный и удобный теплый деревянный храм со вспомогательными помещениями. Регулярно совершается здесь Божественная литургия, работает воскресная школа для детей и взрослых (лекции для взрослых в ней читает профессор А.Л.Дворкин); община издает приходской листок, имеет свою информационную "страничку" в сети интернет. На выделенном участке уже начаты масштабные работы по строительству большого кирпичного храма в честь Новомучеников и исповедников Российских - в недалеком будущем здесь будет настоящий духовный центр города Железнодорожного.
Оригинальный текст с сайта Балашихинское Благочиние
|
|
143980, г.Железнодорожный, с. Павлино, д.56
(495) 527-75-28
...по течению Пехорки, и вскоре нашему взору предстанет храм, который именуют одной из жемчужин русской храмовой архитектуры. Ею по праву считается Троицкая церковь в селе Троицкое-Кайнарджи (Павлино). До середины восемнадцатого века эти земли были вотчиной князей Голицыных; в усадебном комплексе имелась деревянная церковь.
В 1760 г. имение перешло во владение графа Петра Александровича Румянцева (1725-1796) как приданое его невесты, княжны Екатерины Михайловны Голицыной (1724-1779). Отец графа, А.И.Румянцев (1680-1749), известен как бескорыстныйи самоотверженный сподвижник Петра I. Начинал он свою службу в Преображенском полку; выполнив успешно ряд поручений Петра - в их числе была, например, доставка из Неаполя в Россию царевича Петра Алексеевича, ряд дипломатических поручений, заслужил монаршее расположение. В графское достоинство его возвела императрица Елизавета Петровна. Граф Петр Александрович и имя свое получил в честь императора Петра I - ему на роду была написана военная карьера: в семилетнем возрасте был он записан в гвардию, на пятнадцатом году жизни произведен в офицеры. Он изучал военное дело, иностранные языки; был прикомандирован к русскому посольству в Берлине, чтобы он в языках и других ему потребных науках наставлен был и искусства достигнуть мог, дабы впредь в нашу службу с пользою употреблен был, гласил царский рескрипт. В молодости был он человеком настолько ветреным, что даже императрица Елизавета возмущалась им, но благодаря своему мужеству во время Семилетней войны (1756-1763) выдвинулся в число ведущих русских полководцев. Особенно прославился он во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. - результатом ее стал выгодный для России Кючук-Кайнарджийский мирный договор. За победу над турками генерал-фельмаршал (он получил это звание в 1770 г.) получил почетное прибавление к фамилии, стал именоваться Румянцев-Задунайский. Он был не только полководцем, но и одним из видных организаторов русской регулярной армии, теоретиком военного дела; его разработки в области тактики стали новым словом в военном искусстве; они изложены его трудах: "Инструкция" (1761), "Обряд службы" (1770), "Мысли" (1777).
Упомянутый выше Кючук-Кайнарджийский мирный договор включал в себя ряд важнейших для России пунктов: Крымское ханство ("головная боль" России на протяжении столетий) признавалось независимым от Турции, под власть России переходила часть Черноморского побережья, православные Молдавия и Валахия получали автономию и переходили под Российское покровительство; Западная Грузия освобождалась от унизительной дани Турции людьми; русские корабли получали право свободного прохода черех Босфор и Дарданеллы; по секретному приложению к договору Турция выплачивала России 4,5 миллиона рублей контрибуции. Графа Румянцева было за что благодарить.
И благодарность императрицы Екатерины II не заставила ждать. Но прежде остановимся на том, как праздновали это событие в Москве, куда 10 июля 1775 г. прибыла императрица со всем двором. Румянцеву она предложила торжественный, с триумфом, въезд в Москву, но граф благоразумно отказался. В Кремлевском Успенском соборе было отслужено Всенощное бдение (в честь праздника Положения Ризы Господней), причем ко времени чтения Евангелия на колокольню Ивана Великого был поднят новый большой колокол весом в 3500 пудов (56 тонн!). Утром был парадный выход императрицы (в короне, под балдахином) из Кремлевского дворца в Успенский собор; ей предшествовал граф Румянцев. По совершении Божественной литургии архиепископ Московский и Калужский Платон (Левшин) обратился к императрице и всем участникам торжества с приветственным словом, а затем совершил благодарственный молебен. В конце молебна, при пении "Тебе Бога хвалим", был дан сигнал, и начался артиллерийский салют из всех пушек, а во всех московских храмах ударили в колокола. Награждения - а их было много в этот день - проходили в Грановитой Палате. Более всех получил наград граф Румянцев: кроме почетного прибавления к фамилии это были украшенные алмазами маршальский жезл, шпага, крест и звезда ордена Андрея Первозванного и много другое, включая сто тысяч рублей на обустройство дома и даже картины из царского дворца для этого будущего дома. Пребывание императрицы в Москве затянулось до конца 1775 г.; в числе мест, где она побывала во время этой поездки (Румянцев ее сопровождал), была Коломна и Голутвин монастырь, а 28 октября императрица посетила имение графа Румянцева, получившее в память о его заслугах наименование Кайнарджи.
К этому времени в усадьбе уже успели построить "потешный" деревянный дворец в восточном стиле с зубчатыми башнями; вокруг него в парке были устроены позиции для показательного сражения. Дворец изображал турецкую крепость, которую гвардейцы брали штурмом. Сохранилось предание, что императрица прибыла в Троицкое-Кайнарджи водным путем, спустившись по Москве-реке до Пехорки на больших гребных лодках и плотах. "Потешный дворец" простоял до 1812 г. и был сожжен французами.
Еще до славных побед, в 1774 г., в имении был заложена новая каменная церковь. Всем хозяйством в усадьбе ведала мать графа, Мария Андреевна, именно ей приходилось заботиться о строительстве усадьбы и церкви. Построена она была в 1778 г. в стиле французского классицизма К.И.Бланком по проекту неизвестного архитектора, а к 1884 г. отделана и освящена. Храм двухколоколенный; четверик со скругленными углами украшен коринфскими колоннами; западный фасад создан в виде триумфальной арки, по бокам которой - стройные трехъярусные колокольни со шпилями. Интерьер храма с изысканными лепными гирляндами, головками ангелов, а также двухъярусный иконостас с парными коринфскими колоннами до наших дней дошел почти не поврежденным. Близ храма находится усыпальница рода Румянцевых (1830 г.), а также небольшая кладбищенская Воскресенская церковь (1867). Из других построек некогда большой и пышной усадьбы до наших дней не сохранилось ничего. Завершая рассказ о владельце имения добавим, что при всех своих прочих должностях он в течение тридцати лет был генерал-губернатором Малороссии; императрицу, которой он большую часть жизни своей верно служил, граф пережил всего на один месяц. После смерти графа Петра Александровича Троицкое-Кайнарджи досталось его младшему сыну Сергею (1755-1838). Он был сенатором, министром уделов и действительным членом Российской академии; из его заслуг перед государством известен проект, по которому помещики должны были отпускать на волю своих крепостных. По этому проекту императором Александром I был издан указ "О свободных хлебопашцах". Сам Сергей Петрович на основании этого указа отпустил на волю часть своих крепостных (заметим, что у отца его было более тридцати тысяч крепостных). Позднее имением вновь владели Голицыны, построившие на своих землях дачи. На одной из дач, где проживал известный славянофил С.П.Шевырев (1806-1864), незадолго до своей смерти побывал Н.В.Гоголь и читал главы из 2-го тома "Мертвых душ" (1851).
|
|
Храм в годы безбожия не закрывался, но в его истории есть немало трагических страниц: изъятие ревностный пастырь Христов, закончивший жизнь свою мученическим венцом. церковных ценностей в двадцатые годы, гонения на духовенство. С начала ХХ века настоятелем храма был отец Алексий Никольский - неутомимый труженик в деле духовного просвещения и Священномученик протоиерей Алексий Никольский причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.
Ныне храм служит местом молитвы для многочисленных жителей вплотную подступившего к древней усадьбе г. Железнодорожного, хотя формально и считается сельским (с.Павлино). При храме работает воскресная школа, а его настоятель священник Сергий Пушкин опекает больных, находящихся на излечении в центральной больнице г.Железнодорожного, где открыта часовня.
|
|
143980, г.Железнодорожный, пл.Преображения, стр.1
(495) 527-51-81
История храма уходит в глубокую древность. По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой монастырь. Основали его иноки московского Симонова монастыря, которым приглянулось это пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину в Переславском уезде святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли "села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож" издревле считались церковными...
Первое упоминание о церкви Преображения Господня в с. Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени, составленных писцом Семеном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: "Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было..."
Можно предположить, что пришла в такое запустение старая церковь не в силу нерадения местных прихожан, но исключительно по причине их жестокой бедности. В то время в захудалой деревеньке числилось всего семь дворов крестьянских и бобыльских. Очевидно по той же причине сама вотчина нередко меняла владельцев. В 1637 г. по распоряжению Патриаршего Казначейского Приказа Спасская церковная земля на погосте на реке Черной была отдана "на оброк дьяку Василию Пустынникову". Деревня Саввино, расположенная близ Спасского погоста, принадлежала тогда Алексею Угримову, а позднее князю Ивану Кашину. Позднее деревней владел стольник царя Алексея Михайловича Василий Нагово. После его смерти жена, согласно завещанию супруга, продала имение боярину Федору Стрешневу. Было это в 1641 г.
Возрождение местной церкви относится к 1665 г. Событие это даже попало в историю: в деревне Саввино "почелась Божественная служба быть". По челобитью сына нового владельца имения, Ивана Федоровича Стрешнева, взамен обветшавшей была построена вторая деревянная церковь Преображения Господня с приделом в честь иконы Пресвятой Богородицы Знамение.
В 1681 г. Иван Стрешнев уступил село Саввино в приданое за своей дочерью Авдотьей зятю - влиятельному царедворцу, фавориту царевны Софьи князю Василию Голицыну. Последний владел имением недолго. Свержение властолюбивой Софьи в 1689 г. братом Петром I привело к опале ее фаворита. Князь Василий Голицын был лишен боярства, всего имущества, в том числе Саввино, и сослан с семьей в Каргополь.
Имение Саввино было отписано на Великого Государя, а через год по именному Указу отдано в пожизненное владение жене Ивана Стрешнева - боярыне Настасье Ивановне. Но впоследствии Саввино вновь досталось роду Голицыных. Уже в 1722 г. его очередным владельцем стал родной сын опального князя Василия - Алексей Голицын. И в дальнейшем оно долго переходило к его потомкам.
Построенная Стрешневым вторая деревянная церковь простояла около ста лет. О жизни прихода в те времена нам почти ничего не известно, если не считать сохранившихся в истории имен давно почивших священников: Федора Иванова (1686-1690 гг.), Григория Федорова (1704 г.), Федора Федорова (1709-1715 гг.), Якова Григорьева (1716 - 1722 гг.), Петра Иванова (1773 г.).
В 1777 г. "иждивением владелицы села Саввино помещицы Т.В.Голицыной и прихожан" была возведена новая, третья по счету, деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Внутри храм был оштукатурен и расписан; снаружи обит тесом и окрашен. Богослужения здесь совершались до 1880 г., когда и эта церковь пришла в ветхость. В 1892 г. была разобрана колокольня, а сам храм стоял вплоть до второй четверти XX в., пока не погиб от пожара.
Но в середине XIX века ветшающую деревянную церковь было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.
Новая церковь была заложена в 1870 г. Строилась она по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан - а их, согласно архивной записи 1905 г., числилось 2656 человек. К приходу относились: село Спасское Саввино, деревни Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Федурново, Темниково. Крупную сумму пожертвовал князь С.Ухтомский, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство продолжалось долго - целых 42 года. Кирпич для постройки поставлял завод Д.О.Милованова, находившийся в селе Кучино. Работы велись в несколько этапов. Первый этап завершился 4 ноября 1873 г.: на праздник Казанской иконы Божией Матери были торжественно освящены боковой придел храма и колокольня. С этого дня начались регулярные богослужения, а строительство главного алтаря продолжалось. В 1885 г. завершилось строительство трапезной, а в 1894 г. по проекту архитектора А.В. Яковлева была возведена новая колокольня.
Свой окончательный вид храм приобрел только в начале XX в. По проекту архитектора Н.Потапова в 1905 г. здание церкви было перестроено с увеличением ее габаритов - возведены два придела. В результате архитектурный облик постройки приобрел несколько эклектичный характер: элементы неоампира сочетаются в ней с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный бесстолпный храм завершен массивной световой ротондой. К центральному помещению сбоку примыкают увенчанные фронтонами приделы с парусными сводами. Небольшая трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней, стены которой покрывает нарядное кирпичное узорочье.
Средства на это пожертвовал И.К.Поляков, директор располагавшейся неподалеку "Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Компании". Однако его участие в благоукрашении церкви этим не ограничилось. В новый храм из разобранного старого перешли иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачения, которые бережно хранились не одно столетие. Также были перенесены 7 колоколов. Самый крупный из них - "Гром", - весил 365 пудов, а маленький - 19.
В тот же период храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод). Проектировали этот шедевр директор института гражданских инженеров профессор архитектуры В.А.Косяков и скульптор Н.В.Анненский. История также сохранила имена художника по рисованию С.В Краснощекова, мастера по составлению эмалевых красок (непрозрачных цветных глазурей) П.А. Панкратова и точильщика С.И Иванова. Всего в храме 3 иконостаса: центральный и два боковых. Справа, в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского, и слева - Преподобного Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального - 12 метров, боковых по 5 метров.
Товариществом М.С.Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по различным городам России. В Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне. Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие. Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.
Средства на иконостас пожертвовал уже упомянутый купец Викула Морозов, который был дружен с самим "фарфоровым королем" М.С.Кузнецовым. Не секрет, что друзья любили благоустраивать и украшать храмы. Хотя, как подобает благочестивым христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.
В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу многих православных храмов России: в 1921 г. здесь было произведено "изъятие церковных ценностей" - попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались. Лишь чудом уникальная церковь избежала разрушения. В период духовного возрождения при Саввинском храме была построена новая воскресная школа для взрослых и детей; тут же работают кружки резьбы по дереву, ручной вышивки, столярного дела; открыта библиотека духовной литературы.
Оригинальный текст с сайта Балашихинское Благочиние
|
|
143980, г.Железнодорожный, ул.Пионерская, 26.
Храм Живоначальной Троицы по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был торжественно освящен архиепископом Можайским Григорием 3 февраля 2002 года. Новопостроенная церковь находится на территории областного сборного пункта военкомата Московской области. Сюда со всех концов Подмосковья и из соседних областей прибывают новобранцы, чтобы затем отправиться к месту службы в любую точку нашей Отчизны. Как важно, чтобы самые первые шаги воинского служения молодых защитников Родины начинались с благословения Божьего! Молодые воины перед отправкой к месту службы приходят в Троицкую церковь помолиться. Настоятель храма, священник Александр Григорьев - и сам бывший военнослужащий, подполковник. К его заботам относится не только духовное окормление молодых воинов, но и забота о питомцах Салтыковского детского дома, находящегося поблизости от нового храма.
Строительство храма при Областном сборном пункте продиктовано самой жизнью. Церковь молится о защитниках Отечества, помогает молодым воина встать в славные ряды тех, кто на протяжении тысячи лет служил ему верой и правдой.
Инициатива строительства храма на ОСП принадлежала Военному Комиссару Московской области, генерал-майору Семакину А.С., который в 1998 году обратился к митрополиту Ювеналию с просьбой о благословении на строительство храма при ОСП в г. Железнодорожном. Эту инициативу поддержали Командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник Кузнецов Л.В. и заместитель главы администрации Московской области, начальник Департамента по региональной безопасности Савенков Н.А. 15 июня 2001 г. церковная община была зарегистрирована в Управлении юстиции РФ по Московской области.
Храм построен на пожертвования военнослужащих: офицеров, ветеранов; помогали в этом богоугодном деле и общественные организации и многие благотворители. С каждым годом становится все больше новобранцев, начинающих свой путь служения Отчизне с молитвы, с благословения на него Православной церкви.
При храме действует воскресная школа, издается газета "Воин Христов". Воспитанию молодого поколения в духе любви к Родине способствуют паломнические поездки по местам боевой славы русской армии.
В храме проводятся огласительные беседы, совершается таинство Крещения молодых воинов.
Среди прихожан храма есть и те, чьи близкие погибли в "горячих точках". Община храма собирает и хранит сведения о них. Постоянно звучит в храме молитва о упокоении православных воинов, отдавших свои жизни за веру и Отечество. Среди святынь Троицкой церкви - частица мощей святого праведного воина Феодора (Ушакова), знаменитого российского флотоводца.
Оригинальный текст с сайта Балашихинское Благочиние
|
|
143980, г.Железнодорожный, ул.Парковая, стр.7
(495) 522-66-26
В нескольких километрах к востоку от Нового Милета находится еще один храм, посвященный Святителю Николаю - в селе Полтево. Первые сведения о селе Никольском-Полтево относятся к XVII веку - когда оно называлось Сущево. В 1618 г. оно было пожаловано князю Дмитрию Пожарскому; в 1659 г. усадьбу купил думный дворянин Ф.А. Полтев - приближённый царя Алексея Михайловича. Он и был первым храмоздателем: в деревне Сущево построили первую деревянную церковь в честь Святителя Николая. Это было в 1660 г., и с того времени деревня именуется селом Никольским, а по фамилии владельца Полтевым. В 1703 г. село было заложено графу Федору Матвеевичу Апраксину, видному деятелю Петровской эпохи, генерал-адмиралу. Апраксин в 1706 г. построил в селе Полтево белокаменную церковь во имя Святителя Николая чудотворца рядом с существующей деревянной. О нем необходимо сказать несколько слов.
Граф Ф.М.Апраксин (1661-1728) - сподвижник Петра Великого, участник многих морских и сухопутных сражений, один из создателей русского флота. Семья Апраксиных не просто была близка ко двору: родную сестру Федора Матвеевича, царицу Марфу, незадолго до своей смерти взял в жены царь Федор Алексеевич. Сам Ф.М.Апраксин был стольником Петра, участником создания "потешных" войск, а позднее - Архангельским губернатором, и уже в это время начал строить торговые корабли. Участвовал в Азовском походе, затем строил русский флот в Азове. В Гангутском сражении (1714) командовал галерным флотом. В 1717-1728 гг. был президентом Адмиралтейств-коллегии, командовал Каспийской флотилией, Балтийским флотом, и хотя выдающимся флотоводцем не стал, был одним из любимцев Петра.
Белокаменный ярусный храм в Полтево представляет собой тип церкви "иже под звоны" и сочетает элементы убранства "нарышкинского" барокко с мотивами западноевропейского. Автор проекта неизвестен, однако приёмы композиции и убранства церкви говорят о работе талантливого зодчего. После смерти Ф.М. Апраксина в 1728 г. по его завещанию село Полтево было продано, а средства были отданы на выкуп пленных и в пользу неимущих...
Известны имена священников, которые служили в Никольской церкви с. Полтево в разное время; в храме они поминаются и по сей день: о. Иоанн Семёнов (1747 г.), о. Стефан Иванов (1844 г.), о. Михаил Сироткин (1887 г.)
В годы гонений на веру церковь была закрыта, и в ней устроили склад зерна. В 1990 г. находящуюся в аварийном состоянии церковь передали церковной общине. Начались работы по реставрации храма и благоустройству прилегающей территории, была построена приходская сторожка с трапезной, котельная, временная колокольня. Наладились регулярные богослужения и приходская жизнь. 7 июля 1994 г. состоялось освящение храма иерейским чином. Восстановительные работы в храме идут при поддержке администрации Балашихинского района. Настоятель храм, протоиерей Владимир Мокренко помимо богослужений и реставрации занимается противосектантской деятельностью
Оригинальный текст с сайта Балашихинское Благочиние
|
|
|
| |
|